01 -"Шур, да, он у тебя художником будет!"

Кое-что из имеющихся записей дневника развил и дополнил. Думаю, выйдет что-то дельное.  

Читатели старше 18 лет могут не беспокоиться. 

 

Аутентичность (от греч. authentikys — подлинный) — способность человека в общении отказаться от различных социальных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению (К. Роджерс).

В детстве никто вокруг меня не любил рисование  так самоотверженно, как я. Мне казалось, что люди рождаются художниками. Они рисуют, рисуют и рисуют, и появляется мастерство. Шло время. Детское фантазирование на бумаге постепенно сменилось копированием на глаз печатного изображения (иллюстрации книг, открытки, фото из журналов). Успехи очевидны, никто не мог так точно скопировать картинку из книжки, как я. Всё бы ничего, но тут появляется завистливая старшая сестра с язвительным вопросом, - а ты сам-то можешь рисовать, или способен только чужое сдирать? Хотелось с улыбкой ответить, - а ты и сдирать не умеешь, но промолчал. Признаться ей, что не могу, не позволяла гордость. Получив неожиданный импульс под зад, я задумался над проблемой.   

На уроках рисования ребята ходили на головах, а учитель старался этого не замечать.

 

 

Срисовывание эмитировало  обучение рисованию. 

 

 

И возник естественный вопрос, почему художники не могут объяснить, как они научились рисовать. Что тут сложного, с обидой думал я, записывай подробно, что сделано сегодня, завтра, через год! Тогда мне и в голову не приходило, что на художников где-то учат, а главное, что они, действительно, пытаются писать, как надо правильно учиться рисовать.  Эта мысль заставляла меня неосознанно собирать всё, что я потом смог нарисовать. 

 

 

"Письма начинающему художнику" Храпковского, первая и лучшая моя книжка о рисовании. На площади Дзержинского (Лубянка) построили громадный магазин для детей, "Детский мир". Я пришёл туда со своими 40 копейками погулять среди красивых витрин, посмотреть с верхних этажей на площадь, может быть, купить мороженое.  

Вылетел из магазина с тоненькой книжкой и бежал  не останавливаясь. Читать начал на ступеньках дома у порога, даже не открыв  дверь. Сейчас я понимаю, что это была безумная страсть, у меня руки дрожали, перелистывая страницы.  Оказывается, рисовать можно научиться! Эта новость меня потрясла. Все так просто, надо постоянно делать наброски с натуры, где бы ты ни был, а не срисовывать чужие картинки. Писалась книга для таких же пацанов, как и я, а учебные рисунки Суриковского института! В этом была великая мудрость автора.  

 

 

 

 

Первые попытки самостоятельно учиться рисовать с натуры.

 

В этих письмах художник строго запрещал срисовывать чужие картинки, он требовал рисовать только с натуры. «Рисовать с натуры», новое сочетание слов звучало сказкой, это был пароль в новый и таинственный для меня мир. Так у меня появился "учитель"!

_____________________________________________________________________________________

 

Ни один мой профессиональный рисунок не проникает сегодня в душу так глубоко, как этот, самый первый мой натюрморт.

Я сам выбирал предметы, сам решал, как их расставить, в каком месте комнаты расположиться, с какой стороны от постановки сесть для рисования.

Да, всё наивно и неумело, но может быть именно это и есть самое ценное и трогательное.

Я до сих пор чувствую соприкосновение своего взгляда с каждой частичкой того мира, с каждой линией на рисунке. Аудиенция с натурой, я был один на один с выбранными предметами, пристальный взгляд уносил меня в совершенно иной мир света и тени, свободный от меркантильного и унизительного бытия. Именно с этого момента рисование с натуры превратилось для меня в подобие тайной религии, придававшей жизни особый смысл, далёкий от того, что называют «умением жить».  

 

Ну что такого умного могу я  сказать сегодня о первой работе подростка, где он делал и то и это сам, сам, сам?

Лобовой свет для натюрморта с графином затрудняет передачу объёмности предметов.

Горизонт вровень с основанием натюрморта исключает выразительность ракурсов (фронтальная проекция).

Однообразная серость тональности скучна и не передаёт реального объёма.

Нет представления о построении рисунка о выявлении конструкции предметов, о работе «отношениями». О компоновке листа и говорить не приходится.

Отсутствие школы, самодеятельность в чистом виде.

Есть и другое: верный глаз, наблюдательность, усидчивость и работоспособность. Предметы на листе расположены нужного размера и так, как автору хотелось, а не просто, как получится. 

 

А за галку мне уже не так стыдно. Удачно выбран ракурс, точно вписался размер статуэтки в лист бумаги. И нет той серости, что характерна для всех предыдущих рисунков. 

 

Поверьте, я был очень старательным и усидчивым мальчиком, но этого оказалось мало. Тщательно пририсовывал одну деталь к другой, наносил тени, и … всё выглядело кривым и уныло серым. Книга не помогала сдвинуться с мёртвой точки, я оказался глупцом, которому надо где-то учиться по-настоящему.

Вечерами, после школы, я исходил многие километры асфальтовых дорог в поисках дворцов пионеров или чего-то подобного, и везде получал отказ, нет мест. Домой возвращался в промокших ботинках усталым и опустошённым.

Есть интересное продолжение. 

   

 

1 комментарий: