Сергей Минаев "Духless"

660808_Duhless (500x500, 205Kb)

Редко о каком романе я встречал столько разговоров в блогосфере и не только. Какой там Пелевин, какой там Паланик. Даже Мураками отдыхает. Может, это, конечно, только мне глаза мозолило в свое время (в году так 2009)? Но я тогда для себя решил: не буду я читать эту конъюнктурщину и китч. Ну, типа я выше этого на целых полпоребрика. Гы-гы.

Но время не стоит на месте, мировоззрение меняется, поребрик крошится. В этом сезоне я сую нос во все тренды с душком и «Духless» Сергея Минаева не стал исключением. Я даже хотел купить красивую (на взгляд, по крайней мере, ее верстальщика) книгу, чтобы украсить ею свой мыслительный процесс и книжную полку в последствии, но моя подруга буквально костьми передо мной легла на входе в книжный. «Купи уж лучше Бегбедера, только не это г#$%*! - кричала мне она, лежа на входе. -  Ну или хочешь, я тебе свой экземпляр дам почитать, даже если заляпаешь и порвешь – не жалко!»

Ну… хрен с тобой, незолотая нерыбка, подумал я, неси свою, а Бегбедер подождет. Подруга книгу таки принесла, но долго уговаривала не брать, мол, это вообще не литература, что это наглая без пяти минут плагиатная копия «99 франков» того же Бегбедера, будь он неладен, что если мне Пелевин быдлом показался, то Минаев – это вообще за рамками. Я почему-то не испугался. Я взял книгу и решил определиться с выводами сам.

Не скажу, что на выходе из романа я присоединился к воинствующему негодованию подруги, но в одном я точно с ней согласен – это не литература )) Пелевин по сравнению с Минаевым – это Бунин супротив ведра с гвоздями. Но не буду впадать в глухую осаду критиканства, попробую разобраться и быть последовательным что ли.

Минаев – это такой блоггер, который вдруг решил, что он может написать роман. Ну мне так увиделось. И он написал. Блог. В печатном виде. С надписью «роман». Так вот если читать «Духless» как блог, то это почти шедевр ) Даже с учетом отсутствия камментов троллей и сочувствующих, кнопок «процитировать» и «понравилось» и прочими атрибутами типа «зафрендить», «ретвитнуть», «перепостить вконтакте». Роман хоть и вышел немного раньше, чем случилось полное и глубокое впадение социо- и блогосферы в маразм, он является ее…, ну если хотите, порождением )) Доказать вербально не смогу, но я это настойчиво чувствовал от главы к главе.

«Духless» поднимает важные и серьезные темы, ПЫТАЕТСЯ ковыряться ноготком в тонких материях психологии очередного потерянного поколения (кстати, хоть одно поколение на этой планете «не терялось», а?), даже пытается философствовать и включать лирику. Но делает это настолько… топорно, нарочито, неумело, плоско… Для блога – пожалуй, хорошо, даже очень, для художественного произведения – плохо, в лучшем случае – никак.

Казалось бы, ну что тебе мешает, считай, что читаешь блог и наслаждайся полетом. Фигу там. Автор почти с каждой страницы показывает тебе свою уверенность в том, что он пишет все-таки роман, КНИГУ, а не просто в окошко ЖЖ с опечатками пост за жизнь строчит. Это как-то мешало расслабиться и нестись по автостраде авторского замысла к вымученному финалу в духе голливудских мелодрам. Особенно трудно расслабиться в середине книги, по которой я буквально через не хочу пробирался сквозь занудство, повторы одного и того же и перебродивший цинизм.

Все не так плохо ) Рыли ) Когда я читал первую главу, я искренне недоумевал, что же тут такого поганого подруга углядела. Даже на второй главе я не до конца прозрел, хотя уже можно было бы. Я скажу больше – мне все нравилось. Но потом твердое ощущение, что запал автора быстро иссяк и что русским языком он владеет на уровне начитавшегося «Эсквайром» и GQ офисного  планктона и не более того, это ощущение пришло и укреплялось от страницы к странице. Так погодите, я ж про все не так плохо хотел написать, а не про то, что все ужасно )))))

Ну например, мне понравилась м-м-м-м… идея ) Не его эта псевдоантигламурная направленность, а вот этот вот саморазрушающий нещадящий никого и ничто цинизм поколения 70-80-х. Куда он вел, куда привел, куда еще приведет… Мне понравилось то, что автор хотел вылепить. Правда, лепить начал не совсем из того и уж точно не совсем тем местом )) Понимаете, если бы мы жили в каком-нибудь литературном вакууме, и не знали не то что там Достоевского, Бунина, Чехова, Ремарка или Гессе, а, например, современников, того же Пелевина, Толстую, Рубину, даже Коэльо или Паланика, то это все могло бы прокатить. А так… Ну ребят, не хочется называть это литературой. Также как песни на «Дорожном радио» -  музыкой. Хотя если говорить о том, что есть время и место пить RemiMartin XO, а есть – для «Клинского» в 1,5 л пластиковой колбе, то, наверное, нечто подобное случается и с книгами. Что ж Минаев вполне сгодится как разливок, когда хочется утолить жажду, но за элитный коньяк он вряд ли сойдет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий