Про Стрый.

В нашем путешествии по Западной Украине город Стрый рассматривался только, как место ночлега, приближенное к населенному пункту Долина, от которого на следующий день ранним утром должна была состояться поездка на "Карпатском трамвае" в горы. Такое решение созрело при составлении маршрута, так как предварительно покопавшись в литературе и в интернете по вопросу достопримечательностей Стрыя, и ничего "туристического" там не обнаружив, мы решили в городе только переночевать, а при наличии пары часов времени (а вдруг!?), обойтись краткой прогулкой по городу.

На деле нам удалось удачно вписаться в местное расписание электричек от Дрогобыча, так что для знакомства со Стрыем выкроилось аж целых пол-дня.

Ну, что могу сказать!? Туристическим центром, может быть, Стрый пока называть рано, но просто интересных мест в городе хватает. Даже, кроме нескольких музеев, есть где провести время. Прежде всего, город интересен своей архитектурой конца XIX начала XX веков. Здесь еще остались следы присутствия Австрии и Польши. Кстати, через пару дней Стрый отметит свой 626 год рождения. Хотя дата и не круглая, но весьма солидная. Город основан в 1385 г., а день рождения отмечает в 1-е воскресенье июня, то-бишь, в 2011 году эта дата - 5 июня, уже совсем скоро.

Памятный знак, установленный в честь 600-летия основания города.

Изображение 717 (525x700, 111Kb)

То, что туристический статус Стрыя не раскручен, мы ощутили не только в недостатке информации при подготовке маршрута, но и на месте: нам не удалось найти в наличии ни карты города, ни путеводителя, и, как оказалось, даже информационные таблички на старых домах очень мало. Гуляли мы, как говорится, "на ощупь".

Прекрасное архитектурное сооружение, одним из первых, мы "встретили" недалеко от железнодорожного вокзала на улице С. Крушельницкой. Им оказался, по скупым словам местных старожилов, бывший Дом творчества "Сокол", а в настоящее время - городской Дом культуры.

Изображение 684 (700x575, 110Kb)

Фасад здания.
...

Изображение 689 (700x525, 113Kb)

Еще одно замечательное строение - "Народный дом" нам встретился позднее. Его фасад подчеркнут бюстами великих людей. Об этом доме удалось выяснить тоже совсем немногое: якобы дом был построен на деньги стрыйской общины, и открыт в самом начале XX века, т. е. со слов местного дедушки, "при австро-венграх".
В советские времена там находился Дом Офицеров, а сейчас - административное здание. В помещении Народного дома проходила первая краевая выставка сельского хозяйства и художественных промыслов. О выбитых на здании словах - "Рускому народови", ни дедушка, ни никто другой, толком сказать ничего не могли.

Изображение 715 (700x525, 112Kb)

Привлекло наше внимание и симпатичное здание поликлиники. Похоже, оно было построено примерно в те же годы.

Изображение 696 (700x525, 167Kb)

И еще одно... Административное здание.

Изображение 698 (700x608, 146Kb)

И еще...

Изображение 660 (525x700, 100Kb)

Фрагмент городской архитектуры на ул. Т. Г. Шевченка.

Изображение 692 (630x700, 160Kb)

Как мы поняли позднее, центром в городе считаются площадь Независимости, площадь Рынок, проспект Черновила, ул. С. Крушельницкой, ул. Тараса Шевченко, а также улицы, примыкающие к ним, или пересекающие их, или являющиеся их продолжением.
Центральная улица - проспект Черновола - начинается сразу от вокзала.

На площади Независимости установлен памятник трем великим поэтам - Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко и Леси Украинке. (авт. Василий и Владимир Одреховские). В народе памятник прозвали "три-в-одном". Говорят, раньше на этом месте стоял памятник В. Ленину и улица, примыкающая к площади, называлась улицей Ленина. В начале 90-х памятник вождю революции убрали. Улица стала называться улицей Тараса Шевченко.

Изображение 693-1 (700x688, 68Kb)

Из культовых сооружений мы видели три. По возрасту в городе лидирует католический костёл Святой Девы Марии. Начало строительство костела источники относят к 1425 году, а вот конец строгой даты не имеет - он растянулся на несколько столетий. Дело в том, что костел неоднократно горел, после чего восстанавливался и реставрировался. Странно, но когда мы впервые издали увидели костел, у нас сложилось впечатление, что костел - всего-навсего новодел, и является лишь удачной подделкой готического стиля. На самом же деле, даже последняя серьезная реставрация костела была проведена в 1891 году - более, чем сто лет тому назад! Жаль, что во внутрь костела мы не попали - он был закрыт. А говорят, что там находится икона Матери Божьей Стрыйской, освященная Папой Римским Иоанном Павлом II, так как в 1995 г. костел был объявлен Санктуарием Матери Божьей Покровительницы Людских Надежд. А еще говорят, что в костеле установлен орган, и служба ведется под органную музыку.

Изображение 705 (474x700, 78Kb)

Вторым храмом, увиденным нами в Стрые, был храм Святого Михаила. Расположен он почти рядом с Домом культуры. Размеры храма не вписались в рамки моего объектива, и храм пришлось снимать почти вертикально. Рядом с входной дверью - крест, поставлен в память о 1000-летии крещения Руси. Храм принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Изображение 685 (700x525, 54Kb)

...

Изображение 690-1 (621x700, 102Kb)

И уже когда мы изрядно успели подустать, мы пришли к храму Успения Пресвятой Богородицы. Храм, бывший костел, принадлежит Греко-католической православной церкви. Поражает своей красотой резной деревянный иконостас. Внешнее состояние храма безупречно. Мы с удовольствием посидели на лавочке во дворе церкви под деревьями в глубокой тени, отдохнули, собрались с силами и пошли дальше знакомиться с городом.

Изображение 712 (699x700, 114Kb)

На нашем пути встретилось кафе. После съеденной сборной солянки и дерунов с грибами, приготовленных по всем правилам стрыйской кухни, жизнь наладилась окончательно.

...Первое впечатление о городе - зеленый, чистый, опрятный, со своим очарованием, со следами своей истории, - усилилось и утвердилось в сознании. Было приятно бродить по его не широким улочкам и тротуарам, где-то вымощенным плиткой, а где-то ухабистым и битым, сворачивать во дворы и закоулки, разглядывать разноцветные, фигурные, пряничные, и далеко не пряничные домики. Вроде бы ничего особенного, но создавалось хорошее впечатление от общей неторопливости, умеренности, от отсутствия чрезмерных реклам и выпендрежа.

На улицах города.

Изображение 707 (700x525, 111Kb)
...

Изображение 708 (700x525, 116Kb)

Изображение 695-1 (700x525, 146Kb)

Выдающиеся уроженцы Стрыйщины.

Изображение 694 (700x535, 116Kb)

В центре города стояли красивые домики и хорошенькие виллы рубежа ХІХ-ХХ столетий, -
побелены-покрашены... повеселевшие... помолодевшие...

Дальше от центра - встречались потрепанные... Где-то обвалилась штукатурка, а из-под нее выступают старые надписи на польском....или на немецком... Обветшалые калитки... стертые ступеньки... Несут на себе отпечаток своей истории... своей жизни...

Изображение 666 (700x525, 126Kb)

...
Изображение 688 (700x526, 138Kb)

Дом на ул. Гоголя.

Изображение 709 (700x581, 112Kb)

Изображение 711-1 (700x525, 93Kb)

Дворы.

Изображение 320 (700x525, 101Kb)
...

Изображение 467 (700x525, 113Kb)

Дом средней школы №7 хотя и не потрепан временем, и штукатурка на нем цела, но все горожане помнят его давнюю историю. Да и не только горожане. Дом был построен в XIX веке. В нем размещалась гимназия им. Мицкевича. Перед зданием стоял памятник польскому писателю Яну Килинскому. В этой гимназии восемь лет учился С. Бандера - один из будущих лидеров украинского националистического движения. В 1992 году на месте памятника польскому писателю был установлен первый на Львовщине памятник С. Бандере.

Памятная доска на доме бывшей гимназии.

Изображение 700 (700x579, 83Kb)

Памятник С. Бандере перед бывшей гимназией, где он учился 8 лет.

Изображение 713 (700x525, 97Kb)

Памятник Ярославу Стецько, активисту ОУН.

Изображение 699 (700x561, 133Kb)

А памятник Богдану Хмельницкому - какой-то неухоженный... Стоит в отчужденном месте рядом с бетонным забором.

Изображение 581 (695x700, 156Kb)

...Мы гуляли по городу до самого вечера. Успели посетить музей, побывали в парке им. Шевченко. Мы знакомились с городом... мы общались с людьми... К перечисленным ранее городским качествам могу еще добавить: доброжелательный... гостеприимный... Не берем в учет безразличие администратора гостиницы - ну, может быть, не сложилось у нее в этот день. Бывает...
А вот со стрыянами, - так себя называют жители города, - получался приятный разговор. И как-то никто не обращал внимания, на каком языке ведется беседа - мы одинаково понимали друг друга.

Вход в парк им. Т. Г. Шевченко.

Изображение 701 (700x525, 121Kb)

... Рано утром мы уехали в Долину. После нескольких часов томительного ожидания "Повезет - не повезет" - все сложилось, как нельзя лучше - повезло! Но об этом я уже писала в своем дневнике.

1. Карпатский трамвай. Как мы ловили шанс. http://www.liveinternet.ru/users/syamuka/post127204357/
2. Карпатский трамвай. Мы едем, едем, едем... http://www.liveinternet.ru/users/syamuka/post127260822/
3. Карпатский трамвай. Прямое попадание...в сказку.http://www.liveinternet.ru/users/syamuka/post127416208/