Записки начинающего редактора
Что вижу – о том пишу…
4 апреля 2011 г.
Ношусь по издательству уже со всей прытью, со всеми здороваюсь, всем улыбаюсь и вообще, всем очень даже довольна. Каждый раз проходя по кридорам, (по которым, к слову, передвигаться следует очень осторожно, так как он довольно узкий, а двери расположены по обе стороны, вследствие чего, стоит зазеваться или задуматься, как можно схлопотать в лоб или в спину) я испытываю невообразимый душевный подъем, чувство приобщенности к великому делу книгоиздания! Я полна радужных надежд, перспектив на повышение и уже рассчитываю на дружеские рекомендации в «Эксмо» через год-два.
Началось всё с разгребания завалов на рабочем столе, унаследованных от предыдущего редактора; судя по горам грязи «в», «над» и «под», - не особо педантичного в плане сортировки рукописей, протирания стола и вытряхивания ящиков. Ох уж эти мужчины… Недавно навела порядок в шкафу с книгами-оригиналами, который жутко раздражал меня своими вываливающимися на голову макетами. Маша в восхищении. Я собой горжусь. Хотя, чего уж тут – в разбивании книг по тематике и расставлении их по полкам рука у меня лет с 12 набита. Лишь раз в жизни со мной случился казус – классе эдак в пятом я целый вечер не могла найти учебник по литературе, и в итоге обнаружила его в комоде в отделении с игрушками. Как он там оказался, для меня и по сей день остается загадкой. В прошедшую пятницу на столе поселилась гипсовая рамочка. Сегодня рамочка обзавелась нашей с другом общей фотографией, а сам стол (о страдалец!) – цветком «а-ля «пальма»». Маша говорит, цветок ядовитый, но мне по барабану, главное – смотрится хорошо. Предмет интерьера и зелень потырены у той же Маши, которая с радостью со всей этой дребеденью рассталась. Ну да, у вас всё ещё полно дребедени? Тогда я иду к вам. Теперь сижу планирую, куда прилепить плакатик для выражения индивидуальности и какие папочки приспособить под архивы бюджетов...
Работы мало. Работы катастрофически не хватает. Серьезной работы нет вообще. На работе кушаю булочки и высчитываю авторские листы, а ночью вижу сны, в которых ем на работе булочки и высчитываю авторские листы XDD. Сижу вот размышляю – идти к отв. реду на поклон и клянчить редактуру, или молчать в тряпочку и дурью маяться…
Работаю здесь уже неделю, а уже нахваталась и навидалась всяких интересностей. К примеру, девочка-худ.ред в нашей редакции «Хобби-книга», к которой я, к слову, оказалась прикреплена, отзывается на кличку «Ленивая тушка». Сегодня пошла к верстальщикам забирать правленные полосы и увидела на шкафу приклеенную распечатку «Технология написания романа». Стою ржу. Зачем пришла – уже не помню XD. Выпросила себе электронным файлом – поделились. Хорошие сцуки =)
Технология написания романа
Роман-жизнеописание:
Федот родился.
Федот жил.
Федот умер.
Роман-трагедия:
Федот трудно родился.
Федот плохо жил.
Федот рано умер.
Роман-драма:
Федот любил.
Федот убил.
Федот ошибся.
Бытовой роман:
Федот ел.
Федот пил.
Федот спал.
Криминальный роман:
Федот жил.
Федот не давал жить другим.
Детективный роман:
Федот набил.
Федот раскурил.
Федот догадался.
Романтическая комедия:
Федоту хотелось секса.
Федоту не дали.
Федот влюбился.
Комедия положений:
Федот упал.
Федот встал.
Федот упал.
Боевик с единоборствами:
Федот проиграл.
Федот учился.
Федот победил.
Исторический роман:
Федот пришёл.
Федот увидел.
Федот победил.
Философский роман:
Федот мыслил.
Федот – кто?
Эротический роман:
Федот, ещё!
Федот, уже?
Деревенский роман:
Федот пахал.
Федот сеял.
Федот умер.
Политический роман:
Федот жил.
Федот жив.
Федот будет жить.
Психологический триллер:
Федот спятил.
Федот пытал.
Федота убила жертва.
Философская притча о жизни:
Федот жил.
Федот умер.
Кто такой Федот?
Индийский роман:
Федот родился.
Федот пропал.
Федот нашёлся.
Федот женился.
Военный роман:
Федот приказал наступать.
Федот приказал отступать.
Федот приказал долго жить.
Знаю теперь много новых слов и выражений. Например, в нашем кабинете бытует словосочетание «подковерные интрижки» - вы бы знали, какие страсти творятся за закрытыми дверьми издательств!
На днях сидела делала сверку-правку (надо сказать О.С.Горностаевой, что и такое бывает…). В глазах рябило от корректурных знаков… Как закончила, выбежала на минутку припудрить носик, а там над белым другом красуется обращение к дамам в стандартном формате А4… и с корректорской правкой. Хотя нет, правка там явно редакторская: ну не может редактор пройти мимо заменяемой фразы и не исправить инфинитив на побуждение! Честное слово, фраза была вполне нормальная! Вот тут мне вспомнился отрывок из учебника небезызвестного Э.А.Мильчина «Методика редактирования текста», где приводилась цитата из письма Б. Сарнова:
"Узнав, что я поступаю на службу на должность литературного редактора, один мой приятель, человек довольно ядовитый, пообещал мне: Теперь в твою голову начнут приходить самые неожиданные мысли. Такие, до которых ты бы самостоятельно нипочем не додумался...
Предсказание подтвердилось на следующий же день. Я уселся за свой редакторский стол, вооружился карандашом и приступил к чтению рукописи. И вот едва только я прочел первую фразу, как мной овладело странное и совершенно никакой логикой не продиктованное желание зачеркнуть слово "здесь" и написать вместо него "тут"... Фраза не имела... никаких изъянов. Она была безукоризненна... Она мне нравилась. Но как же так? Ведь я редактор! Значит я должен вычеркивать, выписывать, править - одним словом, редактировать!"
критик и писатель Б. Сарнов.
"Разбойник Мерзавио и редактор" (с. 30. Глава 1, п. 1.3)
Но ещё интересней наблюдать за такими существами как главреды. Есть у нас один начальник… в целых косплея на конспирацию назовём его «Господин Поляков»… Очень интересно стоять рядом и следить за его логикой. Вот к примеру:
Типографии для печати тиража по правилам нужно предоставить CDс записью PDFи кальки.
Господин Поляков (условно): кальки? Кальки вывести наааадо бы, наааадо бы… Да-да, надо бы.. Но денег жалко… Но надо бы.. Но кризис ведь. А, не будем. Гуляй без калек!
И суть, друзья мои, в том, что выбрав издательскую стезю, никуда нам не деться ни от корректурных знаков, ни от вечно всем недовольных редакторов!
"Я всю жизнь мечтал пить из чистого источника поэзии, и каждый раз оказывалось, что там уже выкупался редактор."
Михаил Светлов (с. 28 Глава 1, п. 1.2 – оттуда же)
Противопоставить редактору (да и вообще любому «существу работающему, обыкновенному») можно компьютерщиков. Таких ленивых особей Создатель выводил, по-видимому, в последний момент, устав и задействовав метод «сделай сам». Копьютерщикам нашего издательства лень даже выкинуть старую негодную клавиатуру, проходя после работы мимо специально отведенных правительством обычно зеленых контейнеров. Вместо самонапряга они потратятся на бумагу и краску, пихнут сломанный предмет в коробку к братьям по окончанию эксплуатации, прицепят поверх бумажку «Я мусор. Выбросьте меня пожалуйста.» и выставят коробку в коридор – дожидаться доброго самаритянина. Но нельзя не признать – находчивые индивидуумы)))
Комментариев нет:
Отправить комментарий