Еврейка второго сорта

Признаю, что проявил несдержанный оптимизм по вопросу признания армейских гиюров.

Если сефардский клерикальный истеблишмент в лице партии ШАС признал, хотя и со скрипом, армейские гиюры под давлением авторитета Овадьи Йосефа, то ашкеназы делают и сделают всё, чтобы завалить Закон о гиюрах в Кнессете.

"Едиот Ахоронот" опубликовала письмо девушки по имени Эля Бендитович, (на фото) прошедшей гиюр во время службы в израильской армии. "Я благодарна раввину Овадье Йосефу за его решительность, но читая обсуждения Закона об армейском гиюре, я понимаю, что я - еврейка второго сорта," - считает Эля Бендитович. Вот перевод письма:

Когда я стану еврейкой для всех?

Мой дедушка, благословенна его память, был последним евреем в нашем роду. Он умер через полгода после того, как я приняла иудаизм.

Почти шесть лет прошло с того дня, когда трое религиозных судей постановили, что отныне я - еврейка. Это было захватывающее приключение, благодаря которому я познакомилась с прекрасными людьми, раскрывшими мне связь с моими корнями, которые никто не может у меня отнять.

Я хорошо помню одну беседу: во время занятий мы говорили о присоединении к еврейскому народу. Проводивший занятия раввин призывал нас серьёзно подумать, прежде чем мы сделаем этот шаг. "В современном мире не легко быть евреем", - предупреждал он, и подчеркнул, - я не забуду этого, - что если ты решил стать частью еврейского народа, - назад пути нет. Эту религию не покидают. Я сделала свой выбор.

Читая обсуждения Закона о гиюре, заключения и решения комиссий, я чувствую глубокую обиду. Я рада, что раввин Овадья Йосеф сделал решительный шаг, благодарна ему за его принципиальные суждения, непосредственно касающиеся меня лично, но вместе с тем возникает вопрос: как вообще мы дошли до такого? Ведь я уже не могу покинуть еврейский народ, моя судьба - это его судьба; почему же еврейский народ сомневается во мне? Почему рука, которая шесть лет назад открыла мне глубины иудаизма, помогла разделить судьбу еврейского народа, даёт мне сейчас пощёчину? Почему через шесть лет после того, как мне было сказано, что я - еврейка, раздаются голоса, оспаривающие моё право на место в еврейском мире? Как я могу знать, что не появится среди моего народа ещё одна группа людей, ставящих под сомнение мой гиюр?

Иудаизм для меня - это сопричастность. Проснуться утром, чувствуя себя частью еврейского народа, его истории, его страданий, его радостей и праздников. Земля уходит у меня из-под ног всякий раз, когда идёт обсуждение гиюров. Своя, или чужая? Для раввина Овадьи Йосефа - своя. Для других течений - чужая. Когда я смогу стать еврейкой для всех?

Я не политик, я далека от интересов коалиции, оппозиции, комиссий. Но к моему сожалению, эта дискуссия даёт мне понять, что я еврейка второго сорта, которой не всякий раввин согласится провести обряд венчания, о судьбе которой будут спорить ещё много лет и угрожать коалиционными кризисами за её счёт. Всегда найдётся раввин, который не признает её.

Для всех, кто участвует в этой войне, у меня есть один ответ, и пусть они думают, как им угодно: я - еврейка, этого у меня никто не отнимет.

Оригинал (ивр.)

===
Тон этого письма и вообще ситуация вокруг армейских гиюров напомнили мне рассказ Пантелеева "Честное слово" - о мальчике, который играл в войну с друзьями и дал честное слово не покидать свой пост, в результате чего остался один ночью в тёмном и страшном парке.

Милая и честная девушка Эля захотела стать еврейкой - и стала. Зачем? Понятия не имею. Чужая душа - потёмки. Лично я глубоко убеждён в том, что если хочешь быть евреем, русским, грузином и далее по списку - будь им. Вопросы "зачем" и "почему", в данном случае неуместны. Ощущение национальной самоидетнтификации, как и сексуальной, к слову, относится к иррациональной и бессознательной сфере человеческого "Я". Так человек чувствует - и пи**ец.

Можно сломать голову, пытаясь понять, почему для девушки Эли ощущение корней жёстко связано с личностью её еврейского дедушки, а не русской бабушки, например. Можно сломать голову в попытках разгадать парадокс, зачем девушка Эля загнала себя в рамки извращённой парадигмы государственного псевдоиудаизма, которая существует только в Израиле, кстати. Можно сломать голову от невозможности установить связь между еврейскими корнями девушки Эли и мнением о ней депутатов Кнессета от партии "Яадут а-Тора". Поэтому мы не будем ломать голову над всем этим. Просто девушка Эля так чувствует.

А вот её ивритоязычный блог. 27 лет, не замужем, живёт в Петах-Тикве. Работает в сфере общественных отношений, любит путешествия, танцы, летом вышивает, зимой вяжет, влюблена в еврейские песни. Ябывдул.

Комментариев нет:

Отправить комментарий