Санчи साँची का स्तूप — это деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, в 46 км к северо-востоку от Бхопала, где сохранились выдающиеся памятники раннебуддийской архитектуры — храмы, ступы, монастыри.
Главной достопримечательностью Санчи является первая в истории ступа.
Ступа (स्तूप stūpa) для индусов означает - «макушка, куча земли, камней», сооружение, наподобие кургана.
Ступы бывают двух видов: реликтовые и мемориальные.
Реликтовые делятся на:
«Шарирака» — ступы, построенные над телесными останками царей, вождей; и «Парибходжика» — где реликвиями служат предметы, которыми просветленные пользовались при жизни.
Мемориальные ступы - «Уддешика» возводили в честь памятных событий.
Имеют каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта.
В Индии встречаются, чаще всего, ступы полусферической формы, и ступа в Санчи, самая выдающаяся. Она была возведена по приказу императора Ашоки в III в. до н. э.
Он был правителем империи Мауриев с 273 до н. э. по 232 до н. э.
После ряда военных успехов Ашока подчинил себе значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура. Ашока известен распространением буддизма, и со времён его правления осталось немало исторических памятников. Хотя сначала вел завоевательный образ жизни, после разгрома государства Калинга, увидев множество трупов, причинённые страдания и разрушения, Ашока, согласно легенде, почувствовал сильное раскаяние, что и привело его к принятию буддизма и укреплению веры в народе.
С маурийским периодом связано широкое распространение в Индии буддизма. Возникший за несколько веков до эпохи Мауриев, буддизм как небольшая секта бродячих монахов к III веку до н. э. стал одним из главных течений в духовной жизни древнеиндийского общества.
Ступа же была задумана в качестве наглядного символа Колеса дхармы и послужила прообразом всех последующих ступ. В индийском историко-философском контексте термин «дхарма» всегда олицетворял правильное поведение в жизни в соответствии со вселенскими законами.
«Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, говорит дхарму»
На рельефах ступы изображены не только верующие индийцы, животные и священные символы, но и люди в греческих одеждах, т.к. в то время в Индии проживали еще потомки последователей Александра Великого и прибывали новые греческие жители.
На исходе II в. до н. э. индо-греческий посол Гелиодор возвёл колонны в греческом стиле в пяти милях от ступы.
Ещё через несколько десятилетий появилось четверо каменных ворот, украшенных изысканной резьбой.
Санчи продолжал оставаться крупным центром буддийского искусства до XII века, до тех пор, пока в центральной Индии не стал утверждаться ислам, буддийские святыни стали приходить в упадок.
Заброшенные на протяжении столетий, памятники Санчи были вновь открыты и описаны англичанами в 1818 году. Сто лет спустя здесь открылся музей, а в 1989 году местные достопримечательности были занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
P.S. Вообще удивительно, как в древности возводились столь тщательно продуманные монументы без всяких вспомогательных машин, а в наше время, со всем прогрессом, никто не может даже повторить подобное, не то что создать равное, все таки человечество деградирует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий